«отчуждение» Димы Ефремова и всех, кто присоединится к проекту после запуска (см. приглашение), — последний проект в блоке «Фриланс» лаборатории «Группа продленного дня» в Театре Ермоловой.
Предмет интереса, критики и пересмотра в проекте «отчуждение» — система опен коллов в искусстве. Проводя финальный опен колл на «Фриланс», мы, кураторы «Группы продленного дня», поняли, что тоже все больше устаем от этого привычного формата заявок на проекты и нуждаемся в альтернативе ему.

Саморегуляция художественного сообщества вместо кураторской экспертизы — вот на чем основан формат распределения ресурсов и вовлечения художников, который предложил Дима в своей «анти-заявке». Этот формат показался нам новым, уместным и многообещающим институциональным механизмом, который самое время начать тестировать в финале нашей лаборатории.
Привет. В последнее время наряду с обычными заявками, я пишу подобные анти-заявки.

<...>

Система опен-колов, которая изначально размыкала сообщества и давала/дает выход реально интересным художникам, стала просто индустрией и кажется уже вырастила целое поколение чуваков (к удивлению очень успешных), работающих чисто на заявки/им самим не сдавшиеся проекты. Мы все чаще говорим о материальной стороне вопроса, меньшинствах, расовой дискриминации, но практически не говорим о перепроизводстве и уже базово созданном отчуждении к каждому следующему проекту сделанному в рамках «чего-то», отчуждении, которое растет в геометрической прогрессии в зависимости от количества участников внутри этого проекта. А оно тем временем поглощает вполне адекватных художников, ну то есть понятно, что «кто сильнее, того и кусок», но это давно перестало находиться в художественном дискурсе (если вообще когда-то там было).

<...>

Если бы я делал проект про отчуждение, то выиграв опен-кол (не важно какой), просто бы отказался от авторства и разомкнул проект до формулировки «приходите делать этот ****(проект) все, кто захочет» и чем больше человек, тем лучше, тем выше уровень отчуждения каждого, тем результат более неочевиден. Но «неочевидное и неожиданное» в этой системе не котируется, даже процессуально вы должны знать, что продаете. Это был бы проект на 20+ человек, где каждый получил свои скромные 2500 и работай как хочешь. В принципе так обычно и происходит.
Дима Ефремов
В первой фазе перформанса — до 29 мая — каждый может присоединиться к проекту, написав Диме в инстаграме @dmi.ef или на почту defremov492@gmail.com. В сообщении или письме укажите ваш ник в телеграме или оставьте номер, чтобы можно было сразу создать общий чатик.

Материальный ресурс всего проекта — 50 тысяч рублей. С присоединением каждого нового участника сумма перераспределяется на всех авторов поровну и составляет личный капитал, который можно использовать как гонорар или покупать что-то для проекта.

Если в какой-то момент перераспределяемая сумма станет меньше той, за которую вы готовы вкладывать собственный ресурс в течение месяца, от участия можно будет отказаться. Сбор участников будет длиться пять дней, до 29 мая. Затем все присоединившиеся станут авторами проекта, не важно, будут они производить контент или нет.
Показ: 20 июня
Длительность: пока не знаем
Регистрацию на показ мы будем вести в рассылке лаборатории. Подписчикам мы также отправляем ссылки на онлайн-трансляции всех работ, интервью с участниками, исследовательские отчеты об эскизах — не чаще, чем раз в две недели.
«Группа продленного дня» —
лаборатория в Театре Ермоловой.
Кураторы: Ольга Тараканова, Сергей Окунев.
Москва, ул. Тверская, 5/6. Вход на Новую сцену с Никитского переулка.